News & Events
Закон РК о доступе к информации
- 19/07/2018
- Posted by: RBNSG
- Category: Legislation
Источник: ИС Параграф WWW http:///online.zakon.kz
Закон
Республики Казахстан
О доступе к информации
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2016 г.)
См: распоряжение Премьер-Министра РК от 18 декабря 2015 года № 142-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации
Статья 5. Ограничение права на доступ к информации
Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Статья 7. Права и обязанности пользователя информации
Статья 8. Обладатель информации
Статья 9. Права и обязанности обладателя информации
Статья 10. Способы обеспечения доступа к информации
Статья 11. Предоставление информации по запросу
Статья 12. Размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации
Статья 13. Обеспечение доступа на заседания коллегиальных органов государственных органов
Статья 15. Размещение информации в средствах массовой информации
Статья 16. Размещение информации на интернет-ресурсах
Статья 17. Размещение информации на веб-портале «электронного правительства»
Статья 18. Обжалование незаконного ограничения права на доступ к информации
Статья 19. Комиссия по вопросам доступа к информации
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации
Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать;
2) доступ к информации — гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;
3) пользователь информации — физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию;
4) интернет-портал открытых бюджетов — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий размещение бюджетной отчетности, консолидированной финансовой отчетности, результатов государственного аудита и финансового контроля, а также публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ;
5) открытые данные — общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде;
6) интернет-портал открытых данных — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным;
7) интернет-портал открытых нормативных правовых актов — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий размещение проектов концепций законопроектов и нормативных правовых актов;
8) информация с ограниченным доступом — информация, отнесенная к государственным секретам, личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам, а также служебная информация с пометкой «Для служебного пользования»;
9) блог-платформа первых руководителей государственных органов — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий возможность направления гражданами запросов и получения ответов на них от первых руководителей государственных органов;
10) единая платформа интернет-ресурсов государственных органов — технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет-ресурсов государственных органов;
11) интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов — компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов;
12) запрос — просьба в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, о предоставлении информации, озвученная или направленная обладателю информации в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации
- Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
- Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
- Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на общественные отношения, связанные с доступом к информации, не относящейся к информации с ограниченным доступом.
- Действие настоящего Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
- Действие настоящего Закона не распространяется на порядок рассмотрения запросов, установленный Законом Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах».
- Действие настоящего Закона не распространяется на порядок предоставления информации средствам массовой информации, предусмотренный Законом Республики Казахстан «О средствах массовой информации».
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации
Обеспечение доступа к информации основывается на принципах:
1) законности;
2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации;
3) достоверности и полноты;
4) актуальности и своевременности;
5) равного доступа к информации;
6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн;
7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
8) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Статья 5. Ограничение права на доступ к информации
Право на доступ к информации может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Не подлежит ограничению доступ к следующей информации:
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о фактах совершения актов терроризма;
4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7) о размерах золотовалютного резерва Национального Банка Республики Казахстан;
8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;
9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами;
12) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах, за исключением информации, относимой к государственным секретам Республики Казахстан.
Статья 7. Права и обязанности пользователя информации
- Пользователь информации имеет право:
1) получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;
2) обращаться с запросом о предоставлении информации;
3) проверять достоверность и полноту получаемой информации;
4) отозвать запрос;
5) не обосновывать необходимость получения информации;
6) обжаловать незаконное ограничение права на доступ к информации, действия (бездействие) должностных лиц;
7) требовать в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации.
- Пользователь информации обязан соблюдать требования настоящего Закона.
Статья 8. Обладатель информации
Обладателями информации признаются:
1) органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления;
2) государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
3) субъекты квазигосударственного сектора;
4) юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, — в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 28.12.16 г. № 34-VI (см. стар. ред.)
5) субъекты государственной монополии — в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги);
6) юридические лица — в части обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов.
Статья 9. Права и обязанности обладателя информации
- Обладатель информации имеет право:
1) направлять запрос соответствующему обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации;
2) уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом;
3) отказать в предоставлении информации в случаях и по основаниям, установленными законами Республики Казахстан.
- Обладатель информации обязан:
1) обеспечивать доступ к информации;
2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации;
3) предоставлять достоверную и полную информацию;
4) обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений о должностном лице в объеме, достаточном для идентификации;
5) обеспечивать соблюдение установленных законом сроков предоставления информации;
6) вести учет, обобщение и анализ запросов;
7) создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации;
8) обеспечивать бесперебойное функционирование интернет-ресурсов, содержащих информацию;
9) обеспечивать повышение квалификации должностных лиц и работников в области обеспечения доступа к информации;
10) проводить внутренний контроль за качеством и своевременностью предоставления информации;
11) соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных секретах и иные охраняемые законом тайны;
12) размещать на постоянной основе в виде открытых данных информацию на интернет-портале открытых данных, не относящуюся к информации с ограниченным доступом;
13) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан.
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
- В дополнение к обязанностям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, руководители центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе.
См.: Указ Президента Республики Казахстан от 5 февраля 2016 года № 190 «О проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений»
Статья 10. Способы обеспечения доступа к информации
Доступ к информации обеспечивается следующими способами:
1) предоставлением информации по запросу;
2) размещением информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах;
Подпункт 3 введен в действие с 1 января 2017 года
3) обеспечением доступа на заседания коллегий государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и онлайн-трансляцией открытых заседаний Палат Парламента Республики Казахстан, в том числе совместных, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
4) заслушиванием и обсуждением отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимов и руководителей национальных высших учебных заведений;
5) размещением информации в средствах массовой информации;
6) размещением информации на интернет-ресурсе обладателя информации;
7) размещением информации на соответствующих компонентах веб-портала «электронного правительства»;
8) иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Предоставление информации по запросу
- Информация по запросу предоставляется бесплатно.
- По запросу предоставляется любая информация, за исключением информации с ограниченным доступом.
- Запрос должен адресоваться обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации.
Запрос может быть представлен в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа.
- Пользователь информации может обращаться с устным запросом лично или по телефону.
Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации:
1) график работы обладателя информации;
2) почтовые адреса, адреса электронной почты и (или) интернет-ресурсов, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях;
3) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
4) порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц;
5) порядок оказания государственных услуг;
6) графики рассмотрения судебных дел;
7) сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);
8) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
9) сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);
10) номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях.
В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ.
- В письменном запросе указываются:
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию;
2) при обращении от имени юридического лица — полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос.
В запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи.
Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица. Запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью.
К письменному запросу приравнивается запрос в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов.
Запрос, направляемый посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов, не требует его подписания пользователем информации при условии наличия у него учетной записи на веб-портале «электронного правительства» и подключения к ней абонентского номера пользователя информации, предоставленного оператором сотовой связи.
- Пользователю информации, непосредственно обратившемуся к обладателю информации и представившему запрос в письменной форме, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего запрос.
- Письменные запросы, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением анонимных запросов, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.
- Письменные запросы могут вноситься через представителя физического или юридического лица. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
- Запросы, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом.
- Ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления к обладателю информации.
В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.
- Письменный запрос, поступивший к обладателю информации, в компетенцию которого не входит предоставление запрашиваемой информации, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления запроса, направляется соответствующему обладателю информации с одновременным уведомлением об этом пользователя информации, направившего запрос.
- Ответ на письменный запрос предоставляется по выбору пользователя информации в бумажной и (или) электронной формах на языке обращения.
Ответ на устный запрос предоставляется в устной форме на языке обращения.
- В случае если ответ на письменный запрос предусматривает копирование или печать, то пользователь информации обязан возместить обладателю информации фактические затраты на копирование или печать.
Размер фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты определяются Правительством Республики Казахстан. Тарифы на копирование или печать и порядок их оплаты подлежат обязательному опубликованию в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, и размещению на интернет-ресурсах обладателей информации.
От оплаты фактических затрат на копирование или печать освобождаются социально уязвимые слои населения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
- В ответе на письменный запрос указываются наименование, почтовый адрес обладателя информации, должность лица, подписавшего ответ, дата и номер регистрации запроса.
- Если запрашиваемая информация размещена в порядке, установленном настоящим Законом, то обладатель информации может уведомить об этом пользователя информации, но не позднее трех рабочих дней, с одновременным направлением ему сведений о способах и месте доступа к запрашиваемой информации.
При повторном обращении обладатель информации предоставляет запрашиваемую информацию в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
- В предоставлении доступа к информации отказывается:
1) если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;
2) если запрос не соответствует требованиям настоящего Закона;
3) если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом;
4) если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации либо подведомственных им органов и организаций или проведении иной аналитической работы до ее завершения;
5) до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора;
6) до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах;
7) до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.
- Мотивированный ответ об отказе в предоставлении информации по письменному запросу доводится до сведения пользователя информации в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса.
- Личную ответственность за организацию работы с запросами, за состояние их приема, регистрации, учета и рассмотрения несут руководители обладателей информации.
Статья 12. Размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации
- Обладатели информации в занимаемых ими помещениях размещают информационные стенды и (или) другие технические средства аналогичного назначения с информацией о своей деятельности.
При размещении информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения обладатели информации обязаны:
обеспечить круглосуточный свободный доступ к ним;
создать условия свободного доступа к ним инвалидов.
- Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, содержит:
1) порядок работы обладателя информации, включая порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
2) условия и порядок получения информации;
3) иные сведения.
Статья 13. Обеспечение доступа на заседания коллегиальных органов государственных органов
- Заседания Палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) Республики Казахстан являются открытыми, за исключением закрытых заседаний.
Доступ пользователей информации к открытым заседаниям обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
- Палаты Парламента Республики Казахстан, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы Республики Казахстан обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы — коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн на интернет-ресурсах.
Статья 14 изложена в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.)
Статья 14. Отчеты руководителей центральных исполнительных органов, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений
Руководители центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений не реже одного раза в год отчитываются перед населением о проделанной работе.
Порядок проведения отчетных встреч определяется законодательством Республики Казахстан.
Статья 15. Размещение информации в средствах массовой информации
Размещение информации в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Размещение информации на интернет-ресурсах
- Обладатели информации создают интернет-ресурсы.
См.также: Приказ и.о Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 116 «Об утверждении Правил информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов и требования к их содержанию»
- Обладатели информации, указанные в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, размещают интернет-ресурсы на единой платформе интернет-ресурсов государственных органов.
- Обладатели информации в пределах своей компетенции обязаны размещать на интернет-ресурсах:
1) общую информацию о деятельности обладателя информации:
организационную структуру обладателей информации, сведения об их руководителях;
официальные новости (пресс-релизы) о деятельности обладателей информации;
официальные календари предстоящих событий в деятельности обладателей информации;
тексты официальных выступлений и официальных заявлений руководителей обладателей информации и их заместителей;
сведения о государственных и отраслевых программах, концепциях, доктринах, программах и планах развития территорий, стратегических планах, стратегиях и планах развития соответствующей отрасли, проектах целевых программ и концепций;
информацию о деятельности консультативно-совещательных органов (советов, комиссий), в которых обладатель информации является рабочим органом;
информацию об использовании средств республиканского и местного бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан;
информационные сообщения об участии обладателя информации в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;
информационные сообщения о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
отчеты и доклады о проделанной работе;
итоги оценки эффективности деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации государственной политики;
результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг;
2) перечень структурных подразделений обладателя информации и его подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения об их руководителях;
3) перечень территориальных органов обладателя информации (при их наличии), их задачи и функции, а также сведения об их руководителях;
4) нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции обладателя информации;
5) информацию о нормотворческой деятельности обладателя информации:
перечень нормативных правовых актов, принятых обладателем информации;
нормативные правовые акты, принятые обладателем информации и введенные в действие в полном соответствии с подписанными подлинниками;
тексты разрабатываемых обладателем информации проектов нормативных правовых актов, а также пояснительные записки, сравнительные таблицы, заключения научных экспертиз и экспертные заключения субъектов частного предпринимательства;
проекты разрабатываемых обладателем информации стандартов государственных услуг, а также отчеты о завершении их публичного обсуждения;
6) информацию об информационных ресурсах и услугах:
сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);
банки данных, реестры, регистры, кадастры, находящиеся в ведении обладателя информации;
перечни общедоступных электронных информационных ресурсов и электронных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам;
сведения о проводимых государственных закупках в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
7) статистическую информацию:
ведомственные статистические базы данных;
информацию, характеризующую состояние и динамику развития отрасли (сферы) в части, относящейся к компетенции обладателя информации;
8) аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности обладателя информации;
9) заключения, экспертные оценки, рекомендации и другие аналитические материалы международных организаций по вопросам деятельности обладателей информации;
10) информацию о порядке работы обладателя информации:
порядок осуществления обладателем информации разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация и другие) (при наличии таких полномочий);
образцы заявлений и запросов, принимаемых обладателем информации к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
11) информацию о проведении конкурсов, тендеров:
сведения об открытых конкурсных торгах (аукционах, тендерах), экспертизах и других мероприятиях и условия их проведения;
условия участия в них физических и юридических лиц;
протоколы проведенных открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);
12) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
13) порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
14) стенограммы и (или) протоколы открытых заседаний коллегиальных органов;
15) данные об опросах населения, обобщение и анализ запросов на получение информации;
16) наличие сервиса «Вопрос-ответ»;
17) интерактивные опросы граждан;
18) ленту новостей;
19) почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций;
20) информацию неоднократно (два и более раза в течение трех последовательных календарных месяцев) запрашиваемую пользователями информации;
21) иную информацию, обязанность размещения которой установлена законодательством Республики Казахстан, или информацию, размещение которой обладатель информации считает необходимым.
- Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, государственные органы в пределах своей компетенции также должны размещать на интернет-ресурсах:
1) информацию в сфере бюджетных средств:
проекты республиканского и местных бюджетов;
бюджетную отчетность;
консолидированную финансовую отчетность;
результаты государственного аудита и финансового контроля;
2) информацию об объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей административной государственной службы;
3) правовые акты, за исключением правовых актов, регулирующих кадровые и финансовые вопросы, вопросы организации внутриведомственной работы;
4) стандарты и регламенты государственных услуг;
5) информацию о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом.
- Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, Центральный государственный орган управления архивами и документацией размещает на своем интернет-ресурсе Свод (Каталог) данных о составе и содержании документов Национального архивного фонда.
- Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи на интернет-ресурсах судов Республики Казахстан, также должны размещаться:
1) судебные акты, за исключением не подлежащих размещению в открытом доступе;
2) графики рассмотрения судебных дел с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.
- Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, на интернет-ресурсах местных исполнительных органов района, города областного значения, города республиканского значения, столицы также должны размещаться:
1) правовые акты, за исключением правовых актов, регулирующих кадровые и финансовые вопросы;
2) стандарты и регламенты государственных услуг;
3) отчеты руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;
4) информация о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом;
5) информация об объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей административной государственной службы.
- Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, на интернет-ресурсах органов местного самоуправления также должны размещаться:
1) отчет о результатах проведенного мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных на решение вопросов местного значения, и доходных источниках местного самоуправления;
2) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
3) протоколы схода местного сообщества или собрания местного сообщества, а также принятые на них решения.
- Наряду со сведениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, на интернет-ресурсах субъектов квазигосударственного сектора также должны размещаться:
1) сведения об объявленных вакантных должностях;
2) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей;
3) номера телефонов для получения информации о вакантных должностях.
- На интернет-ресурсах получателей бюджетных средств размещается информация, касающаяся использования средств, выделенных из государственного бюджета, и не отнесенная к информации с ограниченным доступом.
Пункт 11 изложен в редакции Закона РК от 28.12.16 г. № 34-VI (см. стар. ред.)
- На интернет-ресурсах субъектов рынка, занимающих монопольное положение, размещаются нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы ценообразования на товары, производимые и реализуемые субъектами рынка, занимающими монопольное положение, а также цены на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги).
- Обладатель информации, не имеющий технической возможности размещать информацию на собственном интернет-ресурсе, размещает ее на интернет-ресурсе местного исполнительного органа.
- Актуализация ленты новостей на интернет-ресурсе обладателя информации должна осуществляться ежедневно, актуализация иных разделов осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня получения или создания информации.
- Информация на интернет-ресурсе должна предоставляться на казахском и русском языках. Интернет-ресурс обладателя информации может иметь версии на других языках.
- Информация с ограниченным доступом не подлежит размещению на интернет-ресурсе обладателя информации.
- Бесплатный доступ к нормативным правовым актам через интернет обеспечивается также посредством веб-портала «электронного правительства» в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.также: Оценку по параметру «Полнота и актуальность информации» в Методике оценки эффективности деятельности государственных органов по применению информационно-коммуникационных технологий
Статья 17. Размещение информации на веб-портале «электронного правительства»
- Пользователи информации могут получать и использовать информацию, размещаемую на компонентах веб-портала «электронного правительства» в соответствии с настоящим Законом, а также участвовать в ее обсуждении при условии регистрации на веб-портале «электронного правительства».
См.также: требования к содержанию, ведению и информационному наполнению электронными информационными ресурсами веб-портала «электронного правительства»
- На интернет-портале открытых данных обладателями информации, указанными в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, размещаются открытые данные.
Уполномоченный орган в сфере информатизации вправе запрашивать открытые данные у обладателей информации для размещения на интернет-портале открытых данных по результатам опроса общественного мнения на веб-портале «электронного правительства» о потребностях населения Республики Казахстан в открытых данных.
Обладатели информации вправе также размещать информацию на интернет-портале открытых данных по собственной инициативе.
Размещение информации на интернет-портале открытых данных осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
См.также: критерии отнесения электронных информационных ресурсов к открытым данным, размещаемым государственными органами на интернет-портале открытых данных
- На интернет-портале открытых бюджетов обладателями информации, указанными в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, размещается бюджетная отчетность, консолидированная финансовая отчетность, результаты государственного аудита и финансового контроля, а также проводится публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ.
Размещение информации на интернет-портале открытых бюджетов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
- На интернет-портале открытых нормативных правовых актов государственными органами-разработчиками проектов нормативных правовых актов до направления на согласование в заинтересованные государственные органы для публичного обсуждения размещаются проекты концепций законопроектов и нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законодательные акты). Отчеты по результатам публичного обсуждения также размещаются на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
Размещение информации на интернет-портале открытых нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Пункт 5 введен в действие с 1 января 2017 года
- На интернет-портале оценки эффективности деятельности государственных органов обладателями информации, указанными в подпункте 1) статьи 8 настоящего Закона, в пределах своей компетенции размещаются информация об оценке деятельности государственных органов, отчеты о достижении целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий, а также проводится публичное обсуждение деятельности государственных органов.
Размещение информации на интернет-портале оценки эффективности деятельности государственных органов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Статья 18. Обжалование незаконного ограничения права на доступ к информации
- Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
- Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается вышестоящему должностному лицу или органу либо в суд не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или должностного лица либо суда к отказу в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении жалобы.
Статья 19. Комиссия по вопросам доступа к информации
В целях учета и защиты общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей информации при уполномоченном органе, определяемом Правительством Республики Казахстан, создается консультативно-совещательный орган — Комиссия по вопросам доступа к информации.
Деятельность Комиссии по вопросам доступа к информации осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении и решении вопросов, входящих в ее компетенцию.
Положение о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации утверждается Правительством Республики Казахстан.
См: Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1276 «О создании комиссии по вопросам доступа к информации»
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации
Нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 3) статьи 10 и пункта 5 статьи 17, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года.
Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
Астана, Акорда, 16 ноября 2015 года
№ 401-V ЗРК