Пресс-служба
Отчет об информационном часе, посвященному 115-летию со дня рождения Александра Селезнёва
- 23.11.2021
- Категория: Видеоуроки Новости
Отчет об информационном часе, посвященному 115–летию со дня рождения Народного артиста Казахской ССР Александра Селезнёва
(1906-1961)
22 ноября 2021 года отделом литературы по искусству и спорту Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан в социальных сетях библиотеки в онлайн-режиме проведен информационный час, посвященный жизни и творчеству народного артиста Казахской Советской Социалистической Республики, основателя первой в Казахстане профессиональной балетной школы Александра Селезнева.
Цель информационного часа: популяризация национального хореографического искусства, ознакомление читателей с биографией Александра Селезнева, творческими достижениями в области хореографического образования в Казахстане.
Александр Селезнев – выдающийся артист балета, педагог, Народный артист КазССР. Более 20 лет Селезнев был художественным руководителем Алма-Атинского хореографического училища. Долгие годы оно было единственным учебным заведением в Казахстане, где готовили профессиональных артистов балета. Целая эпоха балетного искусства и хореографического образования в Казахстане неразрывно связана с его именем.
Александр Владимирович Селезнев родился 22 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье рабочих. Творческий путь Александра Селезнева начался с частной балетной студии Кларка в Санкт-Петербурге. Потом Селезнев учился на вечернем отделении Ленинградского хореографического училища, по окончании которого начал много гастролировать по городам Поволжья и Украины, до 1928 года как артист театра музыкальной комедии, а в 1929-м – в труппе передвижного театра оперы и балета.
После он два года работал в Саратовском оперном театре им. Чернышевского, затем перешел в Академический театр оперы и балета им. Кирова в Ленинграде, а в сезоне 1936-1937 годов танцевал на сцене Большого театра СССР в Москве.
В 1937 году Александр Селезнев, уже состоявшийся Мастер, переехал из Москвы в Алма-Ату. Годом ранее он побывал на выступлении воспитанников Алма-Атинской хореографической школы на Первой декаде казахского искусства и литературы в Москве и был просто очарован юными артистами. Поэтому, когда через год правительство Казахской ССР пригласило его в Алма-Ату, чтобы помочь с развитием в республике классического балетного искусства, он ни минуты не сомневался.
Тем неменее в Алма-Ате Театр оперы и балета заключил с Селезневым договор на год, и с первого же сезона он занимает положение премьера. За короткий срок он сумел создать целую галерею разнохарактерных образов, которые навсегда остались в памяти благодарных зрителей и учеников.
В 1938 году Александру Селезневу предложили стать художественным руководителем хореографической школы вместо репрессированного Александра Александрова. Чувствуя особую ответственность за начатое коллегой дело, Селезнев взял на себя заботу о его питомцах – 32-х воспитанниках только что созданной балетной школы. Это были сироты со всей республики, по словам Селезнева, «очень талантливые ребятишки».
В определенный момент Александр Владимирович решил оставить сцену и целиком посвятить себя воспитанию будущих артистов. По его словам, изначально он вообще не собирался заниматься педагогической деятельностью и предполагал пробыть в АлмаАте не более двух лет. Но судьба распорядилась иначе: Александр Владимирович остался в АлмаАте навсегда, город стал для него родным.
Благодаря стараниям Селезнева постановлением Совета Народных Комиссаров КазССР №419 от 3 мая 1938 года «О реорганизации учебных заведений по подготовке кадров искусства» в Алма-Ате был создан хореографический техникум, позже преобразованный в Казахское государственное хореографическое училище.
Селезнев всегда делал акцент на воспитание национальных кадров. Мечте Селезнева суждено было сбыться. В слиянии с национальными казахскими традициями ленинградская и московская ветви русской хореографической школы способствовали рождению феномена казахстанского балета.
В 1942 году состоялся первый выпуск училища. Почти все выпускники ушли добровольцами на фронт, и Александр Владимирович очень переживал за каждого. Из того, первого выпуска, вернулся с войны лишь один юноша.
После войны Александр Селезнев продолжал воспитывать своих питомцев на лучших образцах балетного классического наследия: в стенах училища ставили сцены из балетов Чайковского «Лебединое озеро», Пуньи «Эсмеральда», «Красный мак» Глиэра.
Грандиозным событием стало участие воспитанников в Конференции хореографических училищ СССР в апреле 1950 года в Москве, на которой состоялся смотр достижений балетной педагогики. Вместе с ведущими хореографическими училищами СССР – московским и ленинградским – на смотре было отмечено и алма-атинское, в труппе были ученики старших классов – Сара Кушербаева, Сания Тулусанова, Заурбек Райбаев, Гани Акжанов – будущая гордость казахского балета. Казахская школа заняла третье место после Ленинграда и Москвы! Комиссия единодушно признала техническую грамотность, строгую и выдержанную манеру исполнения юных танцовщиков, отметив, что обучение классическому танцу в Казахстане поставлено правильно. Это было признанием профессионализма и мастерства педагогов и учащихся, с этого времени правительство республики поддерживало и создавало все условия для юных артистов балета.
Александр Селезнев осуществил 17 выпусков, сформировав свою школу педагогики классического танца, воспитал целую плеяду артистов балета, ставших ведущими мастерами хореографического искусства Казахстана. Сформированная стараниями Селезнева и его последователей школа воспитала свыше двух тысяч артистов балета, многие из которых являются гордостью мировой хореографии. На сегодня Алматинское хореографическое училище им. А.В. Селезнева заслуженно считается центром хореографического образования мирового уровня. Но всей своей жизнью Александр Владимирович преподал своим ученикам главный урок – быть беззаветно преданным искусству балета.
Александр Селезнев трагически ушел из жизни 22 мая 1961 года в возрасте 54 года. Погиб, спасая мальчишку из-под колес грузовика. Символично, что, посвятив детям всю свою жизнь, он, не думая ни секунды, пожертвовал ей ради ребенка…
Макшпаева М.С.,
сотрудник отдела литературы
по искусству и спорту