Пресс-служба
«Новые тенденции в развитии специальных библиотек»
Это непростое время для библиотекарей. В этой области происходит много изменений. Эти изменения включают ускоренный рост новых знаний, новых технологий и сдвиги в предоставлении библиотечных и информационных услуг.
Ни одна предприимчивая организация не может долго оставаться статичной. В этом быстро меняющемся мире информационному специалисту необходимо оставаться в курсе, иначе они устареют в таком контексте. Технологический прогресс происходит настолько быстро, что требует непрерывного обучения и повышения квалификации профессионалов.
В настоящее время специальные библиотеки переходят к электронным ресурсам в цифровой среде, где доставка информации осуществляется в «интегрированной цифровой среде», предполагающей сочетание современных методов управления и информационных технологий. Ввиду этих технологических изменений стало неизбежным, что библиотекари, работающие в специальных библиотеках, приобретают новые навыки, чтобы быть достаточно компетентными для работы в этой новой среде. Сотрудничество и координация – это основа всей библиотечной деятельности специализированных библиотек сегодня. Сейчас большинство специальных библиотек в Казахстане автоматизированы, с доступом к компьютерам, базам данных на компакт-дисках и средствам связи, таким как электронная почта, доступ в Интернет и т. д.
В информационной профессии специальные библиотекари сталкиваются с некоторыми уникальными проблемами. Специальные библиотеки всегда были в авангарде экспериментов и перемен. Некоторые из новых тенденций, которые добавились к предоставлению услуг в специальных библиотеках, приведены ниже:
Первое – расширение компетенции библиотекарей специальных библиотек. Единственной постоянное в нашей жизни – изменения. По этой причине, самые главные тенденции в этой сфере связаны именно с библиотекарами.
В век информации необходимы специальные библиотекари – они обеспечивают информационное поле для организации, основанной на знаниях, срочно реагируя на критически важные информационные потребности. Чтобы выполнять эту ключевую роль, специальным библиотекарям требуются два основных типа компетенций: профессиональные и личные.
Профессиональные компетенции связаны со специальными знаниями библиотекаря в области информационных ресурсов, доступа к информации, технологиями, менеджментом и исследованиями, а также со способностью использовать эти области знаний в качестве основы для предоставления библиотечных и информационных услуг.
Сегодняшний специальный библиотекарь должен уметь планировать и внедрять технические решения, которые эффективно решают информационные проблемы организации.
Это заставляет специальных библиотекарей приобретать знания в таких областях, как коммуникации, человеческие ресурсы, бюджетирование и финансы, маркетинг, рентабельность, продуктивность, прибыльность, организационное поведение и политика, а также лидерство.
Эти изменения можно объяснить в рамках термина «VUCA». VUCA – это аббревиатура, впервые использованная в 1987 году на основе теорий лидерства Уоррена Бенниса и Берта Нануса.
Статья в Библиотечном журнале 2017 года поощрял руководителей библиотек к новым навыкам управления изменениями в мире VUCA (volatility, uncertainty, complexity, and ambiguity) (волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность) и необходимости «делать все правильно».
Управление изменениями в таком масштабе требует, чтобы руководство специальных библиотек было хорошо осведомлено о передовых методах систематической корректировки работы всей организации. Если наши библиотеки хотят добиться успеха в мире VUCA необходимо будет развить свои навыки управления изменениями.
Практически все сотрудники Республиканской библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан владеют компьютерной грамматики, активно внедяют новые технологии в свои рабочии процессы. К слову, о технологиях.
Цифровые технологии превратились в инструмент хранения библиотек, чтобы вдохнуть новую жизнь в редкие документы, с которыми в противном случае стало бы трудно работать. Ценные ресурсы, связанные с культурным наследием страны, необходимо сохранить для потомков, а цифровые технологии открыли новые возможности для сбора и хранения таких ресурсов, одновременно обеспечивая расширенный доступ. С помощью оцифровки сетевые библиотеки могут расширить свою ресурсную базу для экономичного обмена любым объемом цифровой информации, избегая дублирования. Оцифровка повышает устойчивость библиотек, особенно когда цели библиотек меняются в новой среде.
Партисипативный менеджмент – это довольно новый подход, впервые принятый в США, где он стал довольно популярным как часть профессионального развития. У всех хороших организаций общая цель – предоставлять пользователям лучшие услуги. Насколько качественно будет оказана услуга, зависит от того, насколько хорошо все действия выполняются ее сотрудниками. Это, в свою очередь, зависит от того, что и насколько они знают. Для этого основное правило совместного управления заключается в том, чтобы дать каждому равный шанс изучить новые вещи, которые помогают отбросить различия и использовать энергию с более личным ответственным отношением к достижению философии и целей организации.
Внедрение Информационных Технологии следует больше не воспринимать как угрозу, а как возможность предоставить целенаправленную и полезную информацию и услуги. Чтобы добиться успеха сейчас, библиотекарь-специалист должен будет сыграть роль проводника изменений, непредвзято принимая изменения. Пользователи, взвесив большие преимущества, автоматически приветствуют изменение. Это стало неизбежным в конкурентном мире, где происходит переход от печатных коллекций к цифровым, от развития коллекций к управлению коллекциями, от владения к доступу, общего подхода к ориентированному на клиента подходу и где традиционные библиотеки переходят к цифровым и виртуальным библиотекам. Следовательно, если мы не изменимся, на карту будет поставлено наше выживание.
Разработка сайта
Хотя библиотеки позиционируют себя как обеспечивающие доступ к миру цифровых ресурсов, сайты, с которых осуществляется доступ к этим ресурсам, плохо организованы, устарели, бесхитростны и несовместимы со всеми браузерами. Даже самые лучшие из них обычно отстают от коммерческих веб-сайтов и заслуживают более профессиональной презентации, производительности и ориентированных на клиентов сайтов, которые привлекают, привлекают, информируют, взаимодействуют и доставляют товары. Библиотеки нуждаются в улучшенном веб-дизайне и разработке, ориентированном на клиентов и данные, для привлечения и вовлечения пользователей.
Библиотекарям-справочникам нужно работать усерднее, чем когда-либо, чтобы не отставать от лучших поисковых систем и ресурсов для постоянных посетителей, доступных в сети. Вместо того, чтобы доверять обычному индексированию и хранению ресурсов, библиотеки переупорядочивают представление и доступность ресурсов в ответ на запросы клиентов и возникающие информационные потребности, чтобы максимизировать доступ и упростить обслуживание.
Сайт должен четко предоставлять услуги библиотеки, быть интуитивно понятным. На нашем сайте есть разделы рассказывающие о библиотека, о ее деятельности, также имеется электронный каталог, издания РБНСГ, стоит добавить что имеется версия для слабовидящих.
Брендинг и маркетинг – еще одна концепция, которая сегодня становится все более заметной. Концепция маркетинга не нова, но использование маркетинга в казахстанских библиотеках – относительно новое явление. Некоторые из нас спрашивают: зачем нужен маркетинг информации, особенно в специальных библиотеках? Не стали бы пользователи использовать информацию по собственному желанию? Откровенный ответ – «да», но предполагать, что библиотечные услуги и продукты можно оптимально использовать сами по себе, – это миф. Мы должны четко понимать, что, как и другие потребительские товары и услуги, информационные продукты и услуги должны «продаваться», использоваться. Очень часто они остаются недостаточно используемыми или незамеченными из-за недостаточной огласки. Теперь специальные библиотеки в Казахстане также начали практиковать концепцию маркетинга, предоставляя, по крайней мере, адекватную рекламу своим продуктам и услугам.
Сегодня девиз библиотеки выживания должен быть «создавай то, что будет продавать, а не продавать то, что ты создал». Таким образом, дальновидные библиотеки участвуют в процессе производства ориентированных на клиента продуктов, чтобы обеспечить максимальный уровень удовлетворения.
Исследования, к примеру, проведенные библиотеками по всей Великобритании, показывают, что одна из основных причин того, что все больше людей – в частности, неанглоязычное население – не в полной мере используют свои библиотеки, заключается в том, что они недостаточно осведомлены о многих новых и нетрадиционных доступных услугах в библиотеке. Библиотеки реагируют на этот информационный пробел, делая маркетинг стратегическим приоритетом, активизируя усилия по более эффективному брендингу и маркетингу своих услуг, назначают сотрудников менеджерами по маркетингу.
Наши сотрудники активно участвуют в продвижении услуг библиотеки, посредством публикации различных статей, через социальные сети и другие доступные платформы.
В настоящее время многомерный маркетинг извлекает лучшие уроки из мира коммерческих, в частности из интерактивных блогов, социальных сетей и информационно-пропагандистской деятельности в Интернете.
Социальные сети, такие как Facebook и Instagram, ежедневно объединяют миллионы людей, которые хотят поделиться и изучить свою деятельность и интересы с другими. Между тем, распространение приложений, блогов и отдельных сайтов, настолько радикально меняет привычки общения, что газеты, уже ослабленные напряженной экономикой, уже не пользуются былой популярностью или выходят исключительно в онлайн. Социальные сети предоставляют библиотекам важные маркетинговые и коммуникационные инструменты, но только если прилагаются усилия для обновления контента и ответов на сообщения и запросы. Интеграция социальных сетей в маркетинговые планы, считавшаяся передовой всего несколько лет назад, сейчас используется регулярно.
Однако в большинстве библиотек есть страницы, которые не обновляются и не актуальны с запутанными целями и неясной целевой аудиторией. Кроме того, поскольку большое количество рабочего времени сотрудников может быть потрачено на социальные сети, библиотеки должны интегрировать социальные сети в стратегическое и маркетинговое планирование, проводить обучение и развивать согласованные сообщения и соответственно персонал. Наибольший потенциал для этих услуг – это работа с населением и маркетинг; с некоторыми усилиями и обучением библиотеки могут использовать свои возможности.
Наша библиотека, как и другие организации во время локдауна, перешла в онлайн режим работы, что позволило по-новому взглянуть на предоставляемые библиотекарями услуг.
К примеру, с начала этого года у нас есть более 7 оригинальных рубрик, 112 528 просмотров в социальных сетях, более 10 (?) интерактивных мероприятий и бесчисленное множество отличных взаимодействий с нашими читателями.
Через наши каналы в социальных сетях мы предоставляем доступ к мероприятиям … , создаем обучающие видеоролики.
Keep in Touch (KIT) или звонки читателям.
Призывы KIT широко использовались государственными организациями в Великобритании, чтобы предложить поддержку и утешение изолированным и уязвимым гражданам во время изоляции. Многие библиотечные службы доставляли эти вызовы либо непосредственно в структуру библиотечных услуг, либо при перераспределении в другие группы организации.
Воздействие на общество и персонал было огромным: во многих случаях были приняты жизненно важные меры по борьбе с изоляцией и проблемами психического здоровья, а также по обеспечению доступа людей к основным услугам. Часто это были сложные ситуации для персонала, но это позволило многим развить существующие навыки и по-новому взглянуть на вклад библиотечных услуг в общество. Звонки на связь (KIT) было мероприятием, охватившим 100 000 человек по всей Великобритании.
Обучение / информирование
Специальные библиотеки также играют важную роль в обучении и информировании людей, помогают приобретать новые навыки и знания. К примеру, в нашей библиотеке сотрудники зала электронного ресурса Полянный Евгений и Кондратьева Анна обучают незрячих пользователей базовым навыкам работе на компьютере, консультируют незрячих пользователей и коллег из региональных библиотек по вопросам работы со специальными программами и разного рода цифровыми устройствами, записывают аудиокниги на диски и флешкарты, ищут для незрячих пользователей информацию в интернете, сканируют и распечатывают необходимые материалы по Брайлю.
Незрячие пользователи полагаются на вспомогательные технологии и специальные инструменты для навигации в обществе, которые предоставляют организации, в том числе библиотеки. Такие организации должны внедрять новые технологии, тенденции чтобы они могли эффективно переводить информацию в форму, понятную незрячим пользователям. Обеспечение незрячих пользователей информацией и услугой – задача специалистов библиотеки.
В каждом кризисе существует потребность в информации, и предоставление доступа к информации пользователям является социальной ответственностью библиотек и информационного персонала. В условиях изоляции из-за COVID-19 Республиканская библиотека для незрячих граждан расширяет поддержку своих постоянных пользователей, предоставляя библиотечные услуги и распространяя информацию.