Пресс-служба
Инклюзивное образование-путь к новым возможностям
Сегодня все чаще говорят об инклюзии и инклюзивном образовании. Мы знаем, что актуальные вопросы обсуждаются на научных встречах и конференциях. Ведь есть люди с инвалидностью, с ограничениями в развитии. Время требует массового внедрения и ускорения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, средних школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Чтобы было понятно, давайте остановлюсь на вопросах: что такое инклюзия, откуда это понятие взялось, в чем его преимущества. Inclusive означает «включая меня» на латыни и «смешиваю» на английском. А инклюзивное образование означает доступ к качественному образованию и их потенциальное развитие, независимо от пола, возраста, географического положения, физического и психического состояния, социально-экономического статуса. Инклюзивное образование или программа «образование для всех» позволяет людям с ограниченными возможностями принимать активное участие в жизни. Следует отметить, что эта программа была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и включена в Конвенцию ООН 13 декабря 2006 года.
Проблема инклюзивного образования берет свое начало в зарубежных странах с 1970 года, а в 90-е годы США и европейские страны полностью включили эту программу в свою образовательную политику. Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, по официальным данным, отражено в государственной программе развития образования в республике на 2011-2020 годы. Отмечается, что к 2020 году учебные заведения создадут «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установки подъемного оборудования, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения ручками специальных парт, специальных столов и других компенсаторных приспособлений. Мы говорим, что инклюзивное обучение-это форма совместного обучения, в которой 12 членов людей с ограниченными возможностями вместе со здоровыми людьми стремятся облегчить процессы их социализации и интеграции.
Глава государства, Первый Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу сказал: “нужно уделять больше внимания нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Надо заботиться о таких людях, которых у нас немало. Это наш долг перед собой и обществом. Заявлено, что среда образовательного учреждения должна быть адаптирована к потребностям детей с ограниченными возможностями, «беспрепятственно», поскольку она должна обеспечивать полную интеграцию детей с ограниченными возможностями. В последние годы одной из самых актуальных проблем в системе специального образования является обеспечение качественного образования для людей с ограниченными возможностями.
Общее инклюзивное образование – это форма обучения для людей с ограниченными возможностями. Истинная инклюзия объединяет две системы образования: общую и специальную, не противореча друг другу. При этом 24 октября 2019 г. В Научной библиотеке Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева открыт Центр инклюзивных информационных ресурсов. Основная цель центра – оказание максимальной информационной поддержки учащимся с ограниченными возможностями, имеющим особые потребности, в безбарьерной среде. В специальный раздел, Центр инклюзивных информационных ресурсов, входят электронные ресурсы со специальными мобильными сервисными приложениями для слепых и слабовидящих студентов, включая книги на шрифте Брайля и курсы по чтению и письму Брайля, различным дисциплинам. медиа-библиотека и другие консультации. В поддержку центра, о котором мы говорим, Республиканская библиотека для слепых и слабовидящих предоставила книги со шрифтом Брайля и более 100 аудиокниг. Чтобы способствовать устойчивому развитию Центра, реализуются проекты в различных сферах. В целях развития материально-технической базы и дальнейшего расширения услуг и ресурсов центра планируется участие в будущих грантах из национальных и международных фондов. Инклюзивный центр также организует различные мероприятия, направленные на оказание моральной и материальной поддержки людям с ограниченными возможностями. Например, благотворительные вечера, встречи с особенными людьми, добившимися больших успехов, занятия по психологическим и мотивационным навыкам, различные тренинги, несмотря на все препятствия. Конечно, в результате глобальной эпидемии 80% мероприятия было переведено в онлайн-формат, а обучение студентов проводилось дистанционно, поэтому все это происходило онлайн. Известно, что Центр инклюзивных информационных ресурсов является структурным подразделением образовательной организации, направленным на внедрение инклюзии в образовательные центры через согласование информационных, научных, педагогических, логистических и других услуг и ресурсов. Целью этих центров, конечно же, является организация благотворительных мероприятий для людей с особыми потребностями, обучение слепых и слабовидящих работе с компьютерами с использованием аудиопрограмм, оказание психологической и информационной помощи студентам университетов, помощь слепым и слабовидящим людям в распознавании шрифта Брайля и особых потребностей. Создание максимально доступной среды для тех, кому это нужно. Инклюзивный центр имеет базу данных ЭЦП «Лан», ЭЦП «IPR Books», ЭЦП «Студенческий консультант» со специально адаптированной системой для студентов. Эти электронные ресурсы особенно важны для студентов бакалавриата, докторантуры или последнего курса с особыми потребностями. Это связано с тем, что даже при дистанционном обучении студент может загрузить все соответствующие материалы в электронном виде и работать дома онлайн. В случае возникновения вопросов в процессе работы, сотрудники инклюзивного центра максимально подробно объяснят и ответят на вопросы.
Сегодня в Евразийском национальном университете обучаются 123 студента-инвалида с особыми потребностями. В том числе 1 докторант, 9 магистрантов, 113 студентов. Более 35 домашних учеников. В случае дистанционного обучения центр предоставляет этим студентам психологическую поддержку и другую помощь посредством регулярных индивидуальных и групповых онлайн-консультаций через мессенджер WhatsApp. Во время консультации студенты знакомятся с ресурсами и услугами библиотеки, узнают, как работать с электронной библиотекой и базой данных, и поддерживают связь с центром.
Еще одна особенность заключается в том, что спрос со стороны студентов на получение книг из библиотеки на дом растет с каждым днем. Студент обращается в центр и заказывает нужный ему учебник. Сотрудники библиотеки, принявшие заказ, своевременно доставляют на дом обучающегося с особыми потребностями. Это означает, что Служба доставки также предусмотрена. Обучающимся, спрашивающим электронную версию книги, показываем и объясняем, что в данный момент из электронного каталога можно прочитать электронную версию нужной им книги.
Хочу отметить, что в стране не внедрена современная электронная система обучения граждан с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных потребностях, в том числе для слепых. Поэтому специальной базы тоже нет. Я хочу, чтобы мы увеличили специальные аудиопрограммы для устранения таких барьеров. В Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева работают квалифицированные педагоги. Совместно с квалифицированными специалистами сотрудники нашего центра совместно осуществляют аудиозапись научной работы, методических рекомендаций в образовании. В этих целях к выполнению данной работы будут привлечены студенты факультета «журналистика», обучающиеся в стенах университета с точки зрения активного воспитания и трудового обучения молодежи. Центр предполагает развитие коллекций учебных, учебно-методических, справочных и научных изданий на различных носителях информации.
Как я уже отмечала, одной из целей государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы является создание инклюзивных условий для студентов, нуждающихся в специальном образовании во всех высших учебных заведениях страны. В соответствии с этим, создание полноценного инклюзивного общества, создание энергичной среды имеет большое значение в освещении проблем людей, нуждающихся в особом уходе. В связи с этим центр направляет предложения граждан с ограниченными возможностями, требующих специального образования, через открытые письма правительству и президенту страны, публикует в средствах массовой информации материалы статей.
Кстати, «есть ли в живом человек место милее сердца?» На нашем языке словосочетание «сердечный человек» – означает смелый богатырь. Хотя, в переводе никакое слово не может определить свойства сердца. Сострадание, доброта и доброта во всем – дело сердца. Фактически, делая такие добрые дела, мы могли бы охватить как можно больше людей и помочь им получить образование.
Жуашбаева Гульхая Бабахановна
координатор
инклюзивнo-информационного
ресурсного центра