Пресс-служба
Кинолекторий фильмов с тифлокомментариями. Фильмы с тифлокомментариями, посвященные 75-й годовщине Победы в ВОВ. Фильм 1 – «Дорога на Берлин».
- 09.05.2020
- Категория: Новости
Кинолекторий фильмов с тифлокомментариями
Немного о тифлокомментировании.
Тифлокомментирование (от греч. typhlos – слепой, от лат. commentarius – заметки, толкование).
Тифлокомментирование – это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему или слабовидящему без специальных словесных пояснений.
Тифлокомментарий – это целевая информация, специально подготовленная для незрячих или слабовидящих для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и которая из-за слепоты недоступна (или малодоступна) незрячим (слабовидящим).
Тифлокомментирование может быть подготовленным или прямым. В первом случае тифлокомментатор имеет возможность заранее подготовить тифлокомментарий. Например, для автоматического тифлокомментирования. Во втором случае, комментирование производится непосредственно при наблюдении объекта комментирования, что называется «с листа». При этом возможны ситуации, когда тифлокомментатор может приготовиться к прямому тифлокомментированию, например, предварительно просмотрев кинофильм, видеозапись, картину и т. д. Однако бывает, что такой возможности нет (например, в случае комментирования спортивного матча), тогда комментирование становится «горячим».
«Горячее тифлокомментирование» – это ситуация, когда приходится действовать без предварительной подготовки.
Имеются все основания считать, что тифлокомментирование возникло сразу вслед за появлением человеческой речи и одновременно с появлением первого незрячего человека. Для этого нужны были 3 обязательных условия:
- наличие незрячего, которому требуется передать информацию об окружающем мире речевыми средствами;
- возможность использования речи должна быть настолько развитой, чтобы она позволяла вербальным способом описать предмет, пространство или действие так, чтобы можно было понять их «не глядя»;
- наличие зрячего человека, обладающего способностями к словесному описанию для незрячих.
Из-за слепоты у незрячих возникает проблема с получением визуальной информации и удовлетворения своих образовательно-познавательных, культурно-эстетических, интеграционно-коммуникационных и других социально-личностных потребностей.
Возникновение и формирование тифлокомментирования было практически одновременным и шло параллельно как на Западе, так и в Советском Союзе. Поскольку эти процессы не пересекались, появились два термина, обозначающих эту деятельность: тифлокомментирование – в СССР, и аудиодескрипция (от лат. audio – слышу и лат. descriptio – описываю) – за рубежом.
Термин «тифлокомментирование» – понятие более широкое по смыслу, чем «аудиодескрипция», так как подразумевает использование не только звукового тифлокомментария, но и письменного, печатного (например, описание для незрячих картины, фотографии, географической карты, чертежа и т.п.), выполненные на бумаге.
Голосовое сопровождение фильма диктором — это довольно сложный процесс, ведь необходимо не только описать события на экране, но и передать эмоциональный фон персонажей и общей картины
Создание тифлокомментариев для фильма начинается с написания текста, который спустя несколько просмотров нужно уложить во временные интервалы. Далее происходит запись самих голосовых комментариев. Создание тифлокомментариев для фильма является сложным процессом, требующим времени, усилий, профессионализма и мастерства создателей.
Фильмы с тифлокомментариями, посвященные 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Фильм 1 – «Дорога на Берлин»
Этот фильм был снят в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Идея картины принадлежит Карену Шахназарову. Известный режиссёр задумал снять «Дорогу на Берлин» ещё в 2002 году. Во время работы над экранизацией военной повести «Звезда» Эммануила Казакевича Шахназаров обратил внимание на другое произведение советского писателя «Двое в степи» и решил объединить эту повесть с военными дневниками Константина Симонова. Непростую работу над сценарием Карен Шахназаров доверил Евгению Никишову, а в кресло режиссёра пригласил своего бывшего ученика Сергея Попова.
Фильм «Дорога на Берлин» можно называть ремейком советского фильма «Двое в степи», который в 1962 году снял Анатолий Эфрос. Однако, картины во многом различаются: в новой экранизации акцент сделан на отношениях двух бойцов, а в советском фильме на образе молодого офицера Огаркова. Эфрос показывает довоенную жизнь героя, чтобы лучше раскрыть его характер, а Попов специально не знакомит зрителей с прошлым юноши. Тем не менее, с самых первых кадров «Дороги на Берлин» мы проникаемся симпатией к военному преступнику Огаркову, который приговорён к расстрелу из-за того, что ему не удалось вовремя передать приказ. Провинившегося бойца к месту расстрела ведёт ответственный рядовой Джурабаев, и по дороге бывшему офицеру неоднократно предоставляется возможность сбежать от строгого конвоира, но юноша остаётся, ведь для него приговор – это вопрос долга перед Родиной, перед самим собой.
Тема выбора и нравственных ценностей проходит через весь фильм, но какими бы, ни были поступки бойцов, создатели «Дороги на Берлин» доказывают, что современный зритель не имеет права осуждать героев, ведь их действия продиктованы фоном страшных событий войны. Другая ключевая тема фильма – это дружба. Между осуждённым офицером и его конвоиром постепенно возникает взаимное доверие и привязанность. По дороге к месту расстрела провинившийся Огарков и рядовой Джурабаев помогают друг другу в самых тяжёлых и опасных ситуациях, едят из одного котелка, прикрываются одной шинелью. Осуждённый, чтобы раздобыть новые сапоги для конвоира, даже расстаётся со своей главной драгоценностью – фамильными часами. Юный офицер понимает, что на войне другие законы, и истинная ценность заключается не в материальных вещах, а в отношениях между людьми.
Молодым актёрам удалось очень точно передать развитие героев, оказавшихся на войне: сначала мы видим неопытных мальчишек, а в конце фильма настоящих мужчин, героев. Для Юрия Борисова образ провинившегося офицера стал первой серьёзной ролью в кино, а для Амира Абдыкалыкова «Дорога на Берлин» – дебют. Образ рядового Джурабаева на экране воплотил обычный электрик, который по счастливой случайности оказался на пробах и был сразу утверждён на главную роль. Перед неопытными актёрами стояла невероятно сложная задача, с которой они прекрасно справились. Им удалось показать историю отношений разных по характеру и жизненным позициям бойцов, которых объединило общее горе – война.
Дорога на Берлин» сильно отличается от большинства последних отечественных фильмов, посвященных военной теме. Он не претендует на звание блокбастера, в нём нет многочисленных красочных сцен боёв, спецэффектов и излишнего натурализма, но кинолента не менее эмоциональна, чем самые дорогостоящие современные картины. Создатели «Дороги на Берлин» пошли по дороге советского кинематографа и на первое место вынесли историю героев. В результате получился эмоциональный фильм без лишнего пафоса и надрыва.
Приятного вам просмотра.
Т. Рогаткина