Пресс-служба
Использование шрифта Брайля – как приоритет в доступе к информационному пространству и знаниям
- 28.05.2019
- Категория: Сотрудничество с областными библиотеками
Мир книг, возможность самостоятельного пользования ими расценивается незрячим человеком как величайшее благо, как дорога к свету и деятельной жизни. В Казахстане создана разветвленная сеть специальных библиотек для незрячих и слабовидящих граждан, куда входит и наша Карагандинская областная спецбиблиотека, которой в октябре текущего года исполняется 50 лет. Давайте поговорим о том, как именно незрячие люди читают книги и какие издания составляют фонд нашей библиотеки.
Спецбиблиотека выполняет функцию информационного центра с использованием уникального книжного фонда, сосредоточенного только в нашем учреждении. Документный фонд библиотеки насчитывает более 78598 экземпляров, из них на государственном языке – 12808 тысяч единиц хранения. Более 50 % фонда составляют книги в альтернативных форматах. Это литература рельефно-точечного шрифта, напечатанная шрифтом Брайля, аудиокниги на рулонах и компакт – кассетах, издания на электронных носителях-CD, DVD-ROMах, книги, изданные укрупнённым плоскопечатным шрифтом, тактильные рукодельные книги и рельефно-графические пособия. Библиотека выписывает более 130 названий газет и журналов на казахском и русском языках. Объем газетно-журнальной информации для незрячих и слабовидящих пользователей расширяют тематические звуковые сборники.
Основным направлением деятельности является создание безбарьерной культурной среды общения людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество. Книжными богатствами библиотеки пользуются 4896 читателей из них 1981 пользователь с нарушением зрения города Караганды и Карагандинской области. Ежегодная посещаемость – 53737 человек.
Число библиотечных работников всего 18 из них: 5 человек работают на 0,5 ставки; три библиотекаря – инвалиды по зрению.
В соответствии со стратегической целью — сохранение и преумножение культурного достояния области, создание условий для повышения доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждого — библиотека нацелена на ликвидацию барьеров, мешающих гражданам получить полный доступ к культурному достоянию. И в первую очередь это касается инвалидов по зрению.
Проекты «Инклюзия без иллюзий» (создание благоприятных условий для инклюзии незрячих и слабовидящих людей); «История успеха» (о примерах успешной социализации и реабилитации в профессиональной, творческой деятельности инвалидов по зрению Карагандинской области) ставят задачу сделать библиотеки города доступными для людей с физическими ограничениями, предоставить им весь комплекс информационных и досуговых услуг, помочь адаптироваться в современном мире и войти в социум как полноправному члену общества. Библиотека является тем местом, где может быть удовлетворена большая часть потребностей, связанная с общением, повышением образовательного и культурного уровня, возможностями самореализации и творческого развития. Она предоставляет инвалидам доступ к информационным ресурсам, к культурным ценностям, условия для творческой самореализации и установления социальных контактов.
В рамках Проекта «Инклюзия без иллюзий», создавая благоприятные условия для инклюзии особых пользователей, библиотека открыла молодежный клуб «Оптимист».
Используя традиционные и инновационные формы работы по доведению
книги и других источников информации, формирования системы адресного удовлетворения информационно-библиографических потребностей пользователей с особыми потребностями, способствующей их интеграции в общество в 2019году открыты библиотечные пункты выдачи литературы в Школе – интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «НОДА»; ясли – саде №53 «Алмагуль».
Являясь центром межличностного общения, культурного досуга для людей с особыми потребностями, специальная библиотека ведет большую работу по популяризации книги и чтения среди своего контингента пользователей. В библиотеке накоплен большой опыт неформального общения: создан благоприятный добрый климат, доверительные отношения с читателями, которые являются фундаментом в деле социокультурной реабилитации инвалидов. Вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в неформальные объединения способствуют развитию творческих способностей участников, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, но самое главное эта форма работы позволяет нашим читателям соединить чтение с творческой деятельностью. Таким образом, привлекая пользователей в библиотеку для самореализации личности, основанной на стремлении к всестороннему и глубокому познанию мира, его творческому освоению в сфере досуга и общения популярностью у наших читателей пользуются: реабилитационно – досуговый клуб «Собеседник»; обучающий клуб «Читали, читаем и будем читать, и писать по Брайлю»; школа чтения по брайлю «Войди в мир книги» специалисты–брайлист помогают взрослоослепшим людям овладеть чтением и письмом, что значительно усиливает шансы инвалидов по зрению в получении более высокого уровня образования и его продолжения, дает незрячему человеку независимость, возможность трудоустройства.
В плане социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке выделены три основные группы пользователей это непосредственно пользователи с особыми потребностями и пожилые люди; родители детей – инвалидов; специалисты, по роду деятельности, связанные с людьми ограниченных физических возможностей здоровья (социальные работники, медики, представители различных общественных организаций и др.).
Эффективное полноценное обслуживание пользователей этих групп предполагает создание адаптированных библиотечных фондов, удовлетворяющих их специфические информационные потребности. Пользователям с недостатками зрения необходимы книги, напечатанные шрифтом Брайля.
Карагандинская спецбиблиотека − единственное учреждение в области, где ведётся активная пропаганда правильного и рационального использования шрифта брайля в быту и в профессиональной деятельности незрячего человека. Библиотекарь – брайлист Абишева Екатерина активно проводит обучение поздно ослепших читателей.
Рельефно – точечный шрифт − одно из первых и основных средств реабилитации незрячих. Система брайля − одно ничем незаменимое средство коммуникации слепоглухонемых людей.
Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар − эта знаменитая фраза великого Архимеда актуальна не только с точки зрения физики. это высказывание всеобъемлющее и применимо практически во всех отраслях нашего существования − это скорее восприятие действительности.
Чтение и письмо в современной развитой эпохе является самоочевидной способностью, которой учатся уже в детстве. Для чтения, используются глаза. Для того, чтобы писать − в дополнение к глазам используются и пальцы. однако, если человек слепой или слабовидящий, вышеупомянутая способность уже не как само собой разумеющееся.
На самом деле, овладение незрячими навыками письма и чтения рельефно-точечным шрифтом брайля − это гениальная способность. Азбука брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта – первый используется теми, кто только начинает читать на брайле, и состоит из букв и знаков препинания. Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов. С момента создания в 1829 году рельефно – точечный шрифт Брайля остается преобладающей системой тактильной коммуникации в мире. Шрифт модифицировали для десятков языков, предоставив миллионам людей возможность читать и писать. Так, в 1961 году творческий дуэт Акана Ксымова и Сакена Утегенова изобрел специфические казахские буквы по методу брайля, с этого времени множество книг было выпущено на казахском языке при помощи рельефно точечного шрифта. Владеющий брайлем, − прежде всего грамотный человек. Знатоки рельефно – точечного шрифта отмечают: «Если человек не освоил систему брайля, он не может стать грамотным потому что на слух нельзя понять, где ставить знаки препинания, как пишется «о» или «а». Ни один синтезатор речи не передаст фонетическую и синтаксическую подлинность текста.
Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитикосинтетнческой деятельности и мышления незрячих людей. Особенностью мышления незрячего человека является дивергенция, т. е. расхождение, двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действительности — чувственного и логического. Эти знания (понятия) неполноценны, так как в них разорваны объективно взаимосвязанные стороны действительности отсутствие конкретного, чувственного наполнения понятий ведет не только к формализму, но и к искажению их содержания. Следует отметить, что один из основных дидактических принципов — принцип наглядности имеет особо важное значение, так как только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности. Дивергенция чувственного и логического в понятиях незрячего человека приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения. Инвалид по зрению должен знать брайль, должен уметь работать с компьютером, владеть информационными технологиями, программами экранного доступа.
Актуальность рельефно-точечной системы брайля в современном мире.
первой информационной революцией в жизни слепых было появление системы брайля, изобретение ртш; второй такой революцией можно считать конец 1950-х годов – появление «говорящей» книги; третьей информационной революцией стало появление персонального компьютера. на всех этапах информационного обеспечения инвалидов по зрению система брайля играла, безусловно большую роль. брайль не утратит своего значения,
именно на базе библиотеки создаются кружки «читай и пиши по брайлю» и, конечно, конкурсы: на звание лучшего чтеца по брайлю, самого активного читателя рельефно-точечных книг, на лучшую читающую семью. В рамках кружка «читай и пиши по брайлю» поддерживаем и развиваем национальный брайль посредствам чтения и письма на казахском языке. Нельзя противопоставлять компьютер брайлю, это серьезнейшая ошибка. Компьютер дает брайлю новую жизнь, и она обеспечивает его будущность наряду с брайлевской книгой, не вместо, а именно наряду. Брайль в значительной степени облегчает незрячим реабилитацию, появляется большое количество специализированной техники, позволяющей выпускать малотиражные издания, предназначенные для узкой аудитории. К числу таких устройств относятся настольные брайлевские принтеры. Таким образом, необходимо признать, что компьютерная технология и брайль не замещают друг друга, а все больше и больше происходит взаимное проникновение, взаимное дополнение этих двух явлений в жизни незрячего.
Для незрячих людей система письменности брайля есть и будет основным и надежным ключом ко всем сокровищам человеческого разума.
«Свет! Всегда свет! Повсюду свет! – в нем нуждаются все и он содержится в книге», – сказал когда-то Гюго.
Шрифт брайля по сей день, верно, служит людям. “Одна точка брайля сделала для слепых больше, чем тысячи благотворителей, возможность читать и писать оказалась важнее, чем “шестое чувство” и изощренность осязания и слуха”, – так оценил известный русский психолог Выговский изобретение Луи Брайля. И действительно, в шести точках Луи Брайля есть что-то магическое. Шеститочие Луи Брайля остается элементом системы реабилитации инвалидов, их культурного развития, образования и благоустройства их жизни в самом широком смысле.
Сегодня особенно важно разработчикам и координаторам, создающим индивидуальную программу реабилитации, использовать дифференцированный подход к работающим и учащимся, которым требуется объём бумаги больший заявленного в технической спецификации. Необходимо включить в ипр брайлевский дисплей, который способствует развитию профессиональной деятельности инвалидов, соответственно и брайлевский принтер. Обратить внимание на вспомогательные средства для обучения рельефно – точечной системе в целом: подушки для рисования, мозаичная колодка, брайлевский кубик, тактильная лента для маркировки предметов быта, прибор прямого чтения.
Призываю! Всех инвалидов по зрению, которые утратили навыки письма и чтения, в ряду различных обстоятельств, восстановить свои навыки, обратиться к нам за помощью.
Абишева Екатерина,
Библиотекарь Карагандинской областной
специализированной библиотеки для
незрячих и слабовидящих граждан.