Пресс-служба
16 ноября 2018 г. в Доме культуры Казахского общества слепых прошел благотворительный концерт оркестра имени Курмангазы, посвященный 200-летию композитора Курмангазы.
- 17.11.2018
- Категория: Новости
16 ноября 2018 г. в Доме культуры Казахского общества слепых прошел благотворительный концерт оркестра имени Курмангазы, посвященный 200-летию композитора Курмангазы. В исполнении оркестра прозвучали кюи Курмангазы такие как: «Балбрауын», «Сарыарқа», «Кісен ашқан», «Не кричи, не шуми», «Серпер», «Көбік шашқан», «Айжан қыз» и т.д. Посмотреть концерт пришли читатели и сотрудники библиотеки. Зрители получили хорошие впечатления и эмоции от творчества Курмангазы.
Курмангазы Сагырбайулы – казахский народный музыкант, композитор, домбрист, родился в 1818 году в Букеевской Орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала, Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его. В возрасте 6 лет под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюйши Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В возрасте 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает свое мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов. В его кюях нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народных празднеств.
Одним из наиболее ярких произведений Курмангазы является кюй «Кішкентай» («Меньшой»). По мнению учеников и последователей великого кюйши, этот кюй посвящен восстанию Исатая Тайманова. Считая себя младшим братом Исатая, Курмангазы создал композицию, в которой «мотивы глубокого эпического раздумья чередуются с драматической темой борьбы. В конце кюя снова проходит тема суровой скорби и кюй завершается как бы трагическим реквиемом павшему батыру».
На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческих чувств – любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа.
Жизнь Курмангазы была богатая событиями. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской Орды под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден подолгу жить вдали от родных мест.
Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» («Широкая степь»), наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Майен, Кокбала, Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов и другие. Кюи «Кішкентай», «Төремұрат», «Адай» воссоздают могучие образы героев-батыров, «Қайран шешем», «Қызыл қайың», «Кісен ашқан» отражают конкретные события жизни самого кюйши.
В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству – это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен. Широко известные в то время домбристы – Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора – также считали себя учениками Курмангазы.
Большинство кюев Курмангазы отличают динамичный характер, быстрый темп, развернутые масштабные формы, охватывающие диапозон всей домбры. Искусство куйши представляет вершину развития западноказахстанской домбровой школы, поскольку Курмангазы блестяще воплотил в своем творчестве героическую батырскую тематику, занимавшую доминирующее положение в культуре данного региона.
Наряду с мотивом борьбы, в творчестве композитора особое место занимают такие направления музыкального жанра, как лирика, повествования истории народа, высшие чувства человека по отношению к окружающему миру, природе.
Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора. Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана. Творчество Курмангазы народ бережно сохранил, и сейчас известно свыше 60 кюев.
Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем.
Курмангазы Сагырбайулы умер в 1889 году, похоронен в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. Изучение произведений композитора и его научного, идеологического и культурного наследия не имеет границ в использовании для воспитания будущих поколений.
Гулназ Даржанова,
Руководитель отдела
литературы по искусству и спорту