Луи Брайль

Луи (Людовик) Брайль

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Имя Луи (Людовика) Брайля (04.01.1809 – 06.01.1852) в настоящее время, как самое дорогое и близкое, произносят миллионы незрячих людей всех стран мира.
\r\nЭто имя вошло в их по­вседневную жизнь так же, как в жизнь человечества вошли имена И. Федорова и Л. Пастера, Ч. Дарвина и И. Павлова и многих других замечательных людей, при­несших благо человечеству своими открытиями и изоб­ретениями.
\r\n«Брайль» - это универсальная, самая простая и са­мая удобная и потому непревзойденная рельефно-то­чечная система письменности для слепых.
\r\nЭто - книги, ноты, математические и иные обозначения, предоставляю­щие незрячим возможность овладевать всеми ценностя­ми духовной культуры человечества.
\r\nСистема Брайля - это величайший стимул в деле приобщения слепых к общественно полезному физиче­скому и умственному труду.
\r\nЛуи Брайль жил и работал на заре систематического образования незрячих.
\r\nИ сам он и окружающие его люди считали его обыкновенным тружеником, рядовым преподавателем Парижского На­ционального института слепых.
\r\nВот почему даже на ро­дине Брайля, во Франции, жалуются на крайнюю недо­статочность сведений о его жизни и педагогической дея­тельности. Никто не написал и портрета Брайля. Имеющейся изображения Брайля сделаны с его посмертной гипсовой маски.
\r\nБрайль умер мало известным чело­веком, непризнанным изобретателем, и только через тридцать лет после смерти Брайля его система получи­ла права гражданства почти во всем мире.

\r\n\r\n

УЧИТЕЛЬ НЕЗРЯЧИХ

\r\n\r\n

Еще будучи воспитанником Парижского Национального института слепых Луи Брайль проявлял большие педагогические способности. Он помо­гал товарищам готовить уроки, репетировал с ними за­данные музыкальные произведения, учил их шить до­машние туфли и вязать.

\r\n\r\n

Брайль, как утверждают современники, отличался большой честностью и правдивостью. Его никогда не покидало чувство коллектива. Продумывая свою систему письменности для слепых, он каждый свой шаг согласо­вывал с друзьями, учитывал их мнения и опыт.

\r\n\r\n

Положение младшего учителя-репетитора, а затем просто учителя, каким был Брайль, было нелегким. Прежде всего, слепой учитель не пользовался теми правами, какими пользовались зрячие учителя. Единственное, что отличало его от рядовых воспитанников инсти­тута, это то, что он имел право отлучаться в город в сво­бодное от занятий время, не докладывая об этом директору института. Заработок слепого учителя был очень низок. Так, Брайль получал как младший учитель 3,5-8 франков, а позднее как учитель 25 франков в месяц.

\r\n\r\n

Пользуясь правом беспрепятственно уходить в город, Брайль установил дружеские связи со слепыми, проживавшими «на воле», особенно со слепыми из существовавшей тогда в Париже «Богадельни трехсот».

\r\n\r\n

В 1829 году Брайль впервые предложил на рассмотрение совета института слепых созданную им систему письменности для слепых. Но против этой системы выступили зрячие учителя института. Их возражения против системы Брайля сводились к тому, что у слепых уже есть способ письма по методу Барбье и что система Брайля отдалит слепых от зрячих. Кроме того, линейный шрифт, которым печатались в то время книги, был понятен и зрячим учителям, а для того чтобы преподавать по системе Брайля, им нужна была бы специальная под­готовка. Таким образом, система письменности для слепых, предложенная Брайлем, была отклонена советом института.

\r\n\r\n

Но Брайль и его многочисленные незрячие друзья хорошо понимали все преимущества новой системы. Эта система давала все обозначения букв, знаков и цифр, имеющихся у зрячих. Она позволяла писать ноты и да­вала большую экономию при письме и книгопечатании. Кроме того, эта система позволяла читать и писать с большей скоростью, чем все предыдущие системы.

\r\n\r\n

Луи Брайль предложил также специальный прибор для письма по своей системе. Этим прибором, претерпевшим лишь незначительные изменения и усовершенство­вания, пользуются и теперь незрячие всего мира.

\r\n\r\n

По настоянию слепых воспитанников института и взрослых слепых в 1837 году совет института снова рас­смотрел систему, предложенную Брайлем. На этот раз было разрешено напечатать по системе Брайля первую книгу — «Краткую историю Франции». О том, насколько примитивно и трудоемко было печатание первой книги по системе Брайля свидетельствует такой факт. Набор металлических матриц первой книги производился не буквенными и другими обозначениями, как теперь, а шеститочиями. После набора сам Брайль и его ученики уничтожали при помощи зубила лишние точки в шеститочиях.

\r\n\r\n

Выход в свет первой книги, напечатанной рельефно-точечным шрифтом, был значительным событием в жиз­ни Брайля и его друзей. Ведь это была огромная победа осязания, победа взглядов Брайля, обоснованных мно­голетним опытом, над реакционными взглядами зрячих благотворителей. И пусть эта первая книга предназна­чалась только для внеклассной работы, пусть в инсти­туте еще пользовались системой Барбье для письма и линейным шрифтом для книгопечатания. И все же с вы­ходом этой книги система Брайля начала свое трудное, но неодолимое шествие. И ей, как и всему передовому, было суждено в конце концов одержать победу.

\r\n\r\n

О педагогической деятельности Брайля сведений со­хранилось мало. Сам Брайль письменно не изложил своих взглядов на практикуемые им методы обучения слепых. Известно лишь, что Брайль был сторонником наглядных методов преподавания. Многие наглядные пособия для своих учеников он изготовлял сам. Как утверждал директор института доктор Пипъе, Брайль об­ладал лучшими качествами педагога: ясностью и про­стотой суждений.

\r\n\r\n

Брайль был высококвалифицированным и всесторон­не образованным музыкантом-органистом. Он не толь­ко был органистом в одной из церквей Парижа, но и выступал с публичными концертами.

\r\n\r\n

Брайль не имел семьи, всю свою жизнь он посвятил педагогической работе в институте, совершенствованию своей системы письменности для слепых и повседневным заботам о своих незрячих товарищах. Известно немало случаев, когда Брайль организовывал помощь слепым, впавшим в нужду, вкладывая в это дело свои личные средства. Известен и такой случай, когда Брайль усту­пил свое место органиста нуждающемуся в заработке многосемейному слепому музыканту.

\r\n\r\n

С 1840 года здоровье Брайля стало резко ухудшаться, и он подолгу живет в родительском доме в Купвре.

\r\n\r\n

В очерке «Жизнь и деятельность Брайля» Пьер Анри пишет, что Брайль не мог оставить работу в институте даже тогда, когда состояние его здоровья резко ухудши­лось, так как пенсия по выходе в отставку была бы так мала, что на нее нельзя было бы споено существовать даже одному человеку.

\r\n\r\n

Известно, что Брайль приветствовал французскую февральскую революцию 1848 года. Это и понятно. Ре­волюция вселяла в него надежду, что Парижский институт слепых станет государственным учебным заведением, что незрячие учителя института получат такие же права, как и зрячие, и что, наконец, республика обратит внимание на тяжелое положение слепых в стране.

\r\n\r\n

Этим надеждам не суждено было сбыться. Новое буржуазное правительство Франции осталось глухим к запросам и нуждам слепых. Парижский институт слепых остался благотворительным учреждением. Только в уставе его появился новый пункт, в котором говорилось, что две трети преподавательского состава института могут составлять слепые.

\r\n\r\n

В конце декабря 1851 года Брайль в последний раз приехал в институт, которому было отдано много сил и здоровья. А 6 января 1852 года печальная весть облетела незрячих Парижа: Луи Брайль умер. По настоянию родственников Брайль был похоронен в его родном селе­нии Купвре.

\r\n\r\n

Всю свою трудовую жизнь Луи Брайль прожил скромно. Об этом свидетельствует завещание, оставленное им.

\r\n\r\n

Своей матери Брайль оставил 300 франков ежегод­ного дохода. Остальные 50 франков он поделил между племянником и племянницей. Старшему брату он оста­вил земельный участок в Купвре.

\r\n\r\n

Своему другу Кольта он завещал сберегательную книжку (948 франков), пианино, обстановку.

\r\n\r\n

Своим собратьям по судьбе Луи Брайль оставил не­оценимое богатство - свою систему письменности. Для незрячих людей система письменности Брайля есть и будет основным и надежным ключом ко всем сокровищам человеческого разума.

\r\n\r\n

После смерти Брайля на средства друзей, учеников и преподавателей института был сделан его бюст, который поставили в вестибюле Парижского института слепых.

\r\n\r\n

В мае 1887 года в Купвре Брайлю был открыт Памятник. Следует отметить, что средства на сооружение памятника были собраны по подписке среди слепых.

\r\n\r\n

Памятник выполнен известным французским скульптором Леру. Брайль изображен сидящим. Возле него стоит слепой ребенок, которого он обучает точечному алфавиту. На одной стороне памятника надпись: «Брай­лю - благодарные слепые», на другой стороне - «Па­мятник сооружен по подписке в память Людовика Брайля, который родился в Купвре 4 января 1809 г.; ослеп в трехлетнем возрасте; был сперва воспитанником, а впоследствии профессором Парижского института слепых; изобрел выпуклое точечное письмо, повсеместно приме­няемое ныне в заведениях для слепых; скончался в Париже 6 января 1852 г.».

\r\n\r\n

В 1952 году общественность Франции и многих дру­гих стран отметила 100-летие со дня смерти гениального изобретателя письменности для слепых. Прах Луи Брай­ля из Купвре был торжественно перевезен в Парижский пантеон.

\r\n\r\n

В Купвре, в домике, где провел свои детские годы Брайль, теперь открыт музей, а улица, ведущая к домику, носит имя Брайля.

\r\n\r\n

В первой комнате музея - библиотека плоско-печатной литературы о Брайле. Здесь же собраны почтовые открытки и фотографии, на которых изображен Брайль. На столике - его бюст, выполненный югославским скульптором Ранком.

\r\n\r\n

Одна из дверей ведет в небольшую комнату, служив­шую отцу Брайля мастерской. Обычная мастерская шор­ника: стол, табурет, на стенах развешаны хомуты, седла со стременами. Среди разложенных на столе инструмен­тов остро отточенный нож. Именно этим ножом Брайль поранил себе глаз.

\r\n\r\n

На внутренней стороне двери из шляпок сапожных гвоздей линейными буквами сделана надпись: Луи Брайль. Надпись сделал отец Брайля.

\r\n\r\n

В трех комнатах домика-музея все рассказывает о жизни и работе Брайля. Вот его личные документы: метрика, паспорт, письма из Парижа к матери. Здесь же домино, письменный прибор и другие личные вещи Брайля.

\r\n\r\n

В музее много напечатанных по системе Брайля книг на разных языках и в разных странах

\r\n