History of the KSB

РОЖДЕНИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

 

 

Мероприятия по объединению слепых в Казахстане проводились в течение 1920-1930 годов. Именно в эти годы повсеместно создаются небольшие мастерские, артели, трудовые объединения, школы, училища для устройства слепых, которые первоначально находились в ведении Народного комиссариата социального обеспечения республики; начинают решаться вопросы образования слепых, обучения их различным профессиям, но жизнь требовала нового подхода к работе с незрячими, поэтому в 1937 году с преобразованием Казахской автономной республики в союзную разрозненные организации объединяются в одно общество — создается Казахское общество слепых.

Решением Народного Комиссариата социального обеспечения Казахской ССР от 4 марта 1937 года было создано организационное бюро для подготовки и про- ведения первого съезда Казахского общества слепых. И в том же году состоялся первый съезд Казахского общества слепых, который принял Устав и избрал руководящий орган Общества. Первым председате лем Казахского общества слепых был избран Бисеков Зекен Бисекович, инвалид по зрению. Первыіі Устав Обіцества был утвержден Советом Народных комис- сариатов Казахской ССР 1 февраля 1938 года.

Трудными были первые шаги Общества. Производство было полукустарным, с низкой механизацией труда, был низок и уровень культурно-бытовых условий жизни инвалидов по зрению, но первые результаты работы показали, что возможности для роста производства и укрепления Общества есть. У людей появилась уверенность в собственных силах. С это- го времени и начались поиски наиболее приемлемых форм трудового устройства слепых. В основном это решалось за счет создания специальных учебно-производственных мастерских, в которые вкладывались средства, выделенные государством, и артелей на паевых началах и за счет средств от всякого рода торговых операций. Однако в организации производственного процесса и труда слепых граждан допускалось много ошибок, которые объясняются тем, что общество не имело никакого опыта в решении этих вопросов, сказывалось отсутствие, нехватка квалифицированных кадров, грамотных, опытных организаторов и руководителей этого социально важного дела.

Первые учебно-производственные мастерские (УПМ) были созданы в городах Алматы, Шымкент, Семипалатинск и Талгар. Они представляли собой полукустарные производства, занимавшиеся выпуском валянии обуви, бытовых сеток и корзин из лозы Производственная программа мастерских в 1935-1940 годах составляла всего лишь 100-200 тысяч рублей, и в них было занято общественно-полезным трудом 150-200 инвалидов.

Материально-техническая база Казахского обще- ства слепых в этот период была совершенно неразви- той. Организация самостоятельного снабженческого аппарата была не под силу мастерским. Все это отра- жалось на материальном обеспечении труда незрячих рабочих.

Благодаря тому, что в 1938 году Гос. план и Народный Комиссариат по финансам Казахской ССР выделили денежные средства, необходимые для пополнения оборотных средств и механизации производства учебно-производственных мастерских, а также для обеспечения их сырьем и материалами, материально-производственная база учебно-производственных мастерских и школ Казахского общества слепых значительно укрепилась до начала Великой Отечественной войны. Был намечен ряд мероприятий по расширению и развитию производственной базы Общества.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война надолго отодвинула осуществление намечен- ных Обществом задач В то же врсмя нсльзя не от- метить, что в военные годы организации Казахского общества слепых выдержали проверку па стойкость, вместе со всем советским народом мужественно пе- ренесли все тяготы сурового времени.

Несмотря на сложности, вызванные войной, пред- приятия Общества из года в год увеличивали выпуск продукции. Развивалась их материально-техническая база, крепла экономика, что постоянно расширяло возможности для трудоустройства и профессионального обучения слепых граждан республики.

В годы войны ряды членов Казахского общества слепых пополнились незрячими, прибывшими с временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками территорий западных районов страны, а также инвалидами войны — грамотными и квалифицированными специалистами.

В 1943 году было взято направление на создание новых учебно-производственных мастерских (УПМ) наряду с укреплением и развитием имеющихся. Со своей стороиы члены Общества приложили все уси- лия, чтобы помочь фронту, внести свой вклад в дело победы над фашистскими захватчиками.

К концу Великой Отечественной войны пред- приятия Казахского общества слепых укрепили свое экономическое и материальное положение. Этому способствовала ориентация предприятий системы на выпуск изделий, пользовавшихся большим спросом у населения. Кроме выпуска валенок и кошмы, было налажено производство шерстяных кофт, перчаток, рукавиц, свитеров, малярных, штукатурных, маховых кистей, щеток разного назначения, мешков дерюжных, веревок, булавок, недоуздков, вешалок, хозяйственных сумок и другой продукции хозяйственно-бытового назначения.

В послевоенный восстановительный период деятельность Казахского общества слепых значительно активизировалась. На местах Казахским обществом слепых создавались всевозможные условия для лечения, обучения и трудоустройства инвалидов войны по зрению. Многие из них имели образование и профессию, и вполне понятно было их желание применить свое знание, опыт на деле. Это требовало расширения сети предприятий и организаций Казахского общества слепых. В республике была широко развернута деятельность по социально-трудовой реабилитации слепых граждан, в результате которой в кратчайшие сроки удалось приобщить к активной деятельности инвалидов, потерявших зрение в период военного времени и его последствий, и тем самым избавить их от чувства ущербности.Новые задачи встали также и перед тифлопедагогической наукой и в том числе перед специальными школами, где обучались незрячие. Это было вызвано изменением основного контингента таких школ. По- явились инвалиды, потерявшие зрение на фронте, а также в послевоенные годы в связи с последствиями ранений. В 1946-47 годах в учетно-плановой школе для инвалидов войны обучалось 233 человека, из них: мужчин — 56, женщин — 177. В Петропавловской музыкальной школе учились 75 инвалидов войны (мужчин), в Костанайском учебно-производственном комбинате — 60 учащихся (40 мужчин и 20 женщин).

Мешало трудовой подготовке отсутствие дифференциации школ. В них совместно обучались слепые, лишенные зрительных представлений; ослепшие, со- хранившие их; обладающие остаточным зрением; инвалиды по зрению без других дефектов и имеющие их. Отрицательно влияло на качество трудовой подготовки незрячих и отсутствие во многих школах учебных мастерских. Нехватка сырья, инструментов, слабая производственная база действующих мастерских также не позволяла наладить эффективное трудовое обучение.Напряженно работали учебно-производственные мастерские (УПМ) Казахского общества слепых. От- крылись новые цеха в Талгарской, Павлодарской и Жамбылской учебно-производственных мастерских.