Статьи о КОС

Доклад Председателя ОО «Казахское общество слепых» Б.А. Аубакирова на XVIII съезде ОО «КОС»

Уважаемые делегаты!

Разрешите поздравить Вас с началом работы XVIII съезда ОО «КОС»! Данный съезд знаменателен тем, что он совпадает с 70-летним юбилеем нашего Общества. За весь период своего существования Казахское общество слепых (КОС) занималось вопросами объединения инвалидов по зрению первой и второй группы, проживающих в Казахстане, их социальной реабилитации и интеграцией в общество.
Сегодня я вам доложу о работе Центрального правления между XVII и XVIII съездами ОО «КОС».

Со дня окончания XVII-го съезда по сегодняшний день были проведены 4 Пленума ЦП и 47 заседаний президиума, на которых были рассмотрены такие жизненно-важные вопросы как: о проблемах деятельности предприятий и организаций ОО «КОС» с учетом влияний внутренних и внешних факторов, задачах ОО «КОС», об учете основных средств и регистрации недвижимости, реорганизации отдельных предприятий, материальном стимулировании руководителей товариществ, учреждений и филиалов.
Регулярно рассматривались итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятий и филиалов. По всем рассматриваемым вопросам принимались соответствующие постановления и решения.
За этот период ЦП было проделано немало работы, направленной на увеличение объемов производства учебно-производственных предприятий и сохранению рабочих мест инвалидов по зрению. Все это осуществлялось путем создания необходимых предпосылок для эффективного функционирования предприятий и стимулирования работы руководителей.
В первую очередь мы пытались снизить налоговое бремя, лежащее на плечах предприятий. С этой целью мы добились внесения изменения в Налоговый Кодекс, касающегося социального налога – для наших учебно-производственных предприятий предусмотрены отчисления по социальному налогу в размере 6,5 % не только от фонда заработной платы инвалидов, но и от общего фонда заработной платы всех работающих на предприятии. Также смогли сохранить льготу по НДС, которая должна была быть отменена с 1 января 2004 года. Организации ОО «КОС» освобождены от налога на землю.
ЦП совместно с таможенным комитетом и Министерством труда и социальной защиты населения РК в целях реализации Флорентийского соглашения «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера», ратифицированного ЗРК от 5 декабря 1997 года, разработало Инструкцию, определяющую порядок освобождения от таможенной пошлины товаров, ввозимых в РК для реабилитации инвалидов по зрению, включая оборудование, приспособленное для труда незрячих.
Согласно положениям ЗРК «О земле», принятого в 2001 году, наши предприятия и организации должны были выкупить земельные участки, находящиеся под зданиями и сооружениями, или оформить их в аренду. Арендная плата была очень высокой, а на выкуп не хватало денег. ЦП решило этот вопрос путем внесения в ЗРК «О социальной защите инвалидов в РК» положения о безвозмездной передаче в собственность ОО «КОС» земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями предприятий и организаций ОО «КОС».
Президиумом ЦП было принято Положение о заработной плате руководителей учебно-производственных предприятий, согласно которому заработная плата директоров предприятий, согласно которому заработная плата директоров предприятий поставлена в прямую зависимость от производственных показателей. Все эти меры помогли тем руководителям, которые смогли их использовать в повседневной деятельности, увеличить объем товарной продукции. Если в целом по системе в 2003 году было выпущено продукции на сумму 339361 тысяч тенге, то в 2006 – 519330,4 тысяч тенге. Улучшились и другие показатели. Если затраты на 1 тенге товарной продукции в 2003 году составили 0,86 тенге, то в 2006 – 0,84. Прибыль от основной деятельности в 2003 году составила 17733 тысяч тенге, в 2006 – 21933 тысяч тенге. Балансовая прибыль в 2003 году составила 43195 тысяч тенге, а в 2006 – 54372,7 тысяч тенге. Соотношение инвалидов к общей численности работающих в 2003 году составило 66,5%, в 2006 – 70%. Соотношение фонда оплаты труда инвалидов к общему фонду оплаты труда в 2003 году составило 44,5%, в 2006 – 49%. Средняя заработная плата работников предприятий ОО «КОС» в 2003 году составила 7042 тенге, в 2006 – 13097 тенге. Уменьшились дебиторская и кредиторская задолженности. ЦП решало одновременно вопросы по возврату льгот и физическим лицам, в частности, возвращены льготы по бесплатной почтовой пересылке, а также инвалиды, у которых инвалидность установлена бессрочно, освобождены от отчислений в пенсионный фонд. Кроме того, мы добились увеличения объема денежных средств, выделяемых государством на покупку тифлотехники; с 2005 года предусмотрено бесплатное выделение санаторно-курортных путевок инвалидам по зрению за счет средств местного бюджета; решен вопрос о выделении индивидуального помощника инвалидам индивидуального помощника инвалидам по зрению первой группы. Также ЗРК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» филиалам ОО «КОС» даны возможности по проведению культурных, спортивных и других мероприятий за счет средств местного бюджета, многие вопросы можно решить и согласно ЗРК «О государственном социальном заказе».
На наш взгляд, между XVII и XVIII съездами ОО «КОС» ЦП через законы и другие нормативные акты создало неплохие условия для эффективного функционирования филиалов и предприятий. Если руководители предприятий и организаций будут умело использовать те положения, прописанные в законах и других нормативных актах государства, которые дают им привилегии, то неизбежно их эффективное развитие. Примером здесь могут быть такие предприятия как: Актауское, Актюбинское, Атырауское и другие. Н-р, предприятия Южно-Казахстанской области активно участвуя в конкурсах и умело используя льготы, предоставленные ЗРК «О государственных закупках», увеличили за этот период объемы производства в несколько раз, а Акмолинское УПП, воспользовавшись таможенными льготами, завесло из России оборудование по производству мебели, Уральское и Семипалатинское – щетину, Актауское и Актюбинское – картонную бумагу, экспериментальное предприятие и Алматинское УПП №2 – ткань и далее. Однако не всегда и не все предприятия и организации КОС пользуются предоставленными им льготами. Так, н-р, в конкурсах по государственным закупкам участвуют только 9 предприятий из 34. Это – Алматинское учебно-производственные предприятия №1 и №2, Атырауское, Карагандинское, Ленгерское, Туркестанское, Шымкентское УПП, Экспериментальное предприятие и Дом отдыха «Спутник». Среди них, из-за неправильного оформления конкурсной документации, заявки Алматинского УПП №1 и Экспериментального предприятия очень часто отклоняются.
Такие предприятия как: Балхашское, Кызылординское, Каскеленское, Павлодарское, Петропавловское, Сатпаевское, Усть-Каменогорское, Шемонаихинское могли бы (не имеют долгов по налогам и отчислениям в пенсионные фонды), но не участвуют в конкурсах по государственным закупкам, т.е. не используют все возможности по увеличению объемов производства и созданию дополнительных рабочих мест инвалидам по зрению. Жамбылское, Кокшетауское, Кентауское, Костанайское, Рудненское, Семипалатинское, Талгарское, Темиртауское, Уральское, Шуское, Екибастузское учебно-производственные предприятия не участвуют в конкурсах по государственным закупкам из-за наличия долгов по налогам и отчислениям в пенсионные фонды, но директора этих предприятий не принимают достаточных мер по их устранению.
ЦП неоднократно поручало руководителям предприятий и организаций ОО «КОС» оформит земельные участки, здания и сооружения в собственность ОО «КОС». В данное время это поручение исполнили только Актюбинское, Алматинское №1 и №2, Атырауское, Акмолинское, Кызылординское, Сатпаевское, Усть-Каменогорское, Шуское учебно-производственные предприятия и Дом отдыха «Спутник».
Такие предприятия как: Актауское, Балхашское, Карагандинское, Руднинское, Шемонаихинское УПП оформили все на ТОО, тепреь им придется переоформлять на ОО «КОС», а это – двойная затрата. До сих пор не оформили недвижимость Атырауское и Мангистауское областные правления.
Согласно подпунктам 7 и 9 статьи 5 ЗРК «О государственном социальном заказе» руководители предприятий и организаций ОО «КОС» могут разработать т защитить в региональных департаментах координации занятости и социальных программ социальные проекты по созданию рабочих мест для инвалидов по зрению, приобретению тифлотехнического производственного оборудования, но не все руководители предприятий и организаций ОО «КОС» проявляют активность в этом направлении. Нам непонятно, почему руководители предприятий не хотят освоить новые профили или обновит технологию и создать дополнительные рабочие места инвалидам по зрению за счет средств государства, когда есть такая возможность? Мы понимаем, что это будет нелегко, но если постараться, то можно решить этот вопрос.
Аналогичное положение и с филиалами ОО «КОС». До сих пор некоторые их них, по старинке, просят деньги у ЦП на проведение мероприятий, а также филиалы городов как Астаны и Алматы осуществляют эту деятельность за счет средств, привлекаемых от сторонних организаций. Конечно, их работа заслуживает похвалы. Однако надо понимать, что невозможно проводить все мероприятия на благотворительные средства, поэтому надо добиваться финансовой поддержки не только от спонсоров, но и от государства, используя возможности, предоставленные законами.
Такие же условия мы создали и для первичных организаций. На XVII съезде было принято решение о создании корпоративных фондов на базе первичных организаций, чтобы предоставить им статус юридического лица. Имея юридический статус, т.е., рсачетный счет в банке и печать, они тоже могут заниматься этой деятельностью. Н-р, Шелекская первичная организация Алматинского областного филиала создала корпорстивный фонд и в 2005 году выиграла грант Евразийского фонда развития, и подготовила нескольких массажистов, обучила брайлевской и компьютерной грамоте инвалидов по зрению, а в этом году выиграла второй грант. Почему же не заниматься подобной деятельностью и другим первичным организациям?! Конечно, это зависит от грамотности руководителей первичных организаций, поэтому руководители филиалов при подборе кандидатуры на должность председателя первичной организаций должны обратить внимание на их компетентность.
На сегодняшний день очень актуальным для нас является кадровый вопрос. Раньше, когда наши предприятия работали стабильно, мы не сталкивались с такой проблемой, так как направляли инвалидов по зрению на курсы повышения квалификации в соответствующие образовательные центры ВОС и другие учреждения повышения квалификации Республики Казахстан.
Сейчас мы не имеем возможностей, поэтому надо воспитывать кадры самим или привлекать их извне. Это касается и ЦП, которое тоже испытывает нехватку квалифицированных кадров, особенно работников учета. Учет ослаблен начиная с нас, ЦП, а также на таких предприятиях как: Алматинское УПП №1, Семипалатинское, Кентауское, Темиртауское и некоторых других. Понимаем, что привлечение квалифицированных кадров зависит от уровня заработной платы, но предприятия не ЦП и не филиал, которые ограничены сметой, утвержденной соответствующими Правлениями – кроме средств, направляемых в ЕФО, всеми оставшимися средствами предприятия директор распоряжается сам и по своему усмотрению может устанавливать любую заработную плату любому специалисту. Конечно, это возможно при рентабельном производстве, но на многих наших предприятиях большие, подчас неоправданные, производственные затраты, директорам необходимо принять меры по их снижению. К сожалению, не все это понимают. Много нареканий вызывает работа таких УПП как: Кызылординское, Семипалатинское, Шуское, Шелекское и других.
Были случаи, когда некоторые директора предприятий игнорировали ЦП и не подчинялиясь его решениям. За этот период нам пришлось освободить от занимаемой должности таких директоров как: Наурызбаев, Омаров, Замалдинов, Айткожин и другие.
Учитывая, что руководителям наших предприятий нужно постоянно повышать свой уровень знаний, ЦП в декабре 2006 года за счет средств спонсоров организовало в г. Астана семинар для директоров и специалистов 10 предприятий на тему: «Бизнес - планирование» и «Маркетинг». Видимо, ЦП необходимо продолжить работу в этом направлении. Для нас небезразлично, кто руководит нашими предприятиями. От их способностей зависит успешное развитие учебно-производственного предприятия, т.е., экономическое благополучие ОО «КОС». Чем больше будет увеличиваться объем производства, тем больше отчислений в Единый фонд Общества, а это – увеличение финансов Общества, т.е., улучшение финансирования мероприятий по социальной реабилитации.
Средства от государства мы можем получить только через социальный заказ, поэтому основным источником дохода Общества остается предпринимательская деятельность, т.е. доход, получаемый от производственной деятельности предприятий, к тому же, они являются основной базой для трудоустройства инвалидов по зрению. В связи с этим ЦП в ближайшие годы должно уделять больше внимания предприятиям, но это не говорит о том, что филиалы и первичные организации останутся совсем без внимания. В настоящее время роль филиалов и первичных организаций в решении вопросов социальной реабилитации повысилась. Сейчас многие мероприятия финансируются за счет средств местного бюджета, поэтому многое зависит от того, насколько инициативны руководители филиалов и первичных организаций, и в каких взаимоотношениях они находятся с местными органами власти. Я в говорю не зря. Уже 2 года как принят ЗРК «О социальной защите инвалидов в Республике Казазстан» и до сих пор его положения трактуются по-разному как местными органами власти, так и филиалами. Особенно большое недопонимание при получении индивидуальной программы реабилитации. В этом вопросе нет четкого взаимодействия между медико-социальной экспертизой, филиалами Общества и департаментами координации занятости и социальных программ. Руководителям филиалов и первичных организаций надо самим глубже изучить положения Закона и помочь незрячим отстаивать свои интересы в различных органах власти.

Сегодня мы с вами живем и работаем в условиях рынка, а это требует от нас новых подходов к решению проблем. Мы с вами должны научиться быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям. Я надеюсь, что вновь избранное на этом съезде Правление сможет эффективно управлять Обществом в условиях рынка.