A A A
T T T

История КОС

РОЖДЕНИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

 

                                                                                                                                                        

Мероприятия по объединению слепых в Казахста- не проводились в течение 1920-1930 годов. Именно в эти годы повсеместно создаются небольшие мастер- ские, артели, трудовые объединения, школы, учили- ща для устройства слепых, которые первоначально находились в ведении Народного комиссариата соци- ального обеспечения республики; начинают решаться вопросы образования слепых, обучения их различным профессиям, но жизнь требовала нового подхода к ра- боте с незрячими, поэтому в 1937 году с преобразо- ванием Казахской автономной республики в союзную разрозненные организации объединяются в одно об- щество - создается Казахское общество слепых.

Решением Народного Комиссариата социального обеспечения Казахской ССР от 4 марта 1937 года было создано организационное бюро для подготовки и про- ведения первого съезда Казахского общества слепых. И в том же году состоялся первый съезд Казахского общества слепых, который принял Устав и избрал руководящий орган Общества. Первым председате лем Казахского общества слепых был избран Бисеков Зекен Бисекович, инвалид по зрению. Первыіі Устав Обіцества был утвержден Советом Народных комис- сариатов Казахской ССР 1 февраля 1938 года.

Трудными были первые шаги Общества. Произ- водство было полукустарным, с низкой механизацией труда, был низок и уровень культурно-бытовых усло- вий жизни инвалидов по зрению, но первые резуль- таты работы показали, что возможности для роста производства и укрепления Общества есть. У людей иоявилась уверенность в собственных силах. С это- го времени и начались поиски наиболее приемлемых форм трудового устройства слепых. В основном это решалось за счет созданпя специальных учебно-про- изводственных мастерских, в которые вкладывались средства, выделенные государством, и артелей на пае- вых началах и за счет средств от всякого рода торговых операций. Однако в организации ироизводственного процесса и труда слепых граждан догіускалось много ошнбок, которые объясняются тем, что общество не имело никакого опыта в решении этих вопросов, ска- зывалось отсутствие, нехватка квалифицированных кадров, грамотных, опытных организаторов и руково- дителей этого социальио важного дела.

Первые учебно-производственные мастерские (УІІМ) были созданы в городах Алматы, Шымкент, Семипалатинск и Талгар. Они представляли собой полукустарные гіроизводства, занимавшиеся выпус- ком валянои обуви, бытовых сеток и корзин из лозы Производственная программа мастерских в 1935-1940 годах составляла всего лишь 100-200 тысяч рублей, и в них было занято общественно-полезным трудом 150-200 инвалидов.

Материально-техническая база Казахского обще- ства слепых в этот период была совершенно неразви- той. Организация самостоятельного снабженческого аппарата была не под силу мастерским. Все это отра- жалось на материальном обеспечении труда незрячих рабочих.

Благодаря тому, что в 1938 году Госплан и Народ- ный Комиссариат по финансам Казахской ССР выде- лили денежные средства, необходимые для пополне- ния оборотных средств и механизации производства учебно-производственных мастерских, а также для обеспечения их сырьем и материалами, материаль- но-производственная база учебно-производствен- ных мастерских и школ Казахского общества слепых значительно укрепилась до начала Великой Отече- ственной войны. Был намечен ряд мероприятий по расширеиию и развитию производственной базы Общества.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война надолго отодвинула осуществление намечен- ных Обществом задач В то же врсмя нсльзя не от- метить, что в военные годы организации Казахского общества слепых выдержали проверку па стойкость, вместе со всем советским народом мужественно пе- ренесли все тяготы сурового времени.

Несмотря на сложности, вызванные войной, пред- приятия Общества из года в год увеличивали выпуск продукции. Развивалась их материально-техническая база, крепла экономика, что ностоянно расширяло возможности для трудоустройства и ирофессиональ- ного обучения слепых граждап республики.

В годы войны ряды членов Казахского общества слепых пополнились незрячими, прибывшими с вре- менно оккупированных немецко-фашистскими за- хватчиками территорий западных районов страны, а также инвалидами войны - грамотными и квалифици- роваиными специалистами.

В 1943 году было взято направление на создание новых учебно-производственных мастерских (УПМ) наряду с укреплением и развитием имеющихся. Со своей стороиы члены Общества приложили все уси- лия, чтобы помочь фронту, внести свой вклад в дело победы над фашистскими захватчиками.

К концу Великой Отечественной войны пред- приятия Казахского общества слепых укрепили свое экономическое и материальное положение. Этому способствовала ориентация иредириятий системы на выпуск изделий, пользовавшихся большим спро- сом у населения. Кроме выпуска валенок и кошмы, было налажено производство шерстяных кофт, пер- чаток, рукавнц, свитеров, малярных, штукатурных, маховых кистей, щеток разного назначения, мешков дерюжных, веревок, булавок, шлей, недоуздков, ве- шалок, хозяйственных сумок и другой продукции хозяйственно-бытового назначения.

В послевоенный восстановительный период де- ятельпость Казахского общества слепых значительно активизировалась. На местах Казахским обществом слепых создавались всевозможные условия для лече- ния, обучения и трудоустройства инвалидов войны по зрению. Многие из них имели образование и профес- сию, и вполне понятно было их желание применить свое знание, опыт на деле. Это требовало расширения сети предгіриятий и организаций Казахского обще- ства слепых. В республике была широко развернута деятельность по социальио-трудовой реабилитации слепых граждаи, в результате которой в кратчайшие сроки удалось приобщить к активной деятельности инвалидов, потерявших зрение в период воениого времени и его последствий, и тем самым избавить их от чувства ущербности.Новые задачи встали также и перед тифлопедаго- гической наукой и в том числе перед специальиыми школами, где обучались незрячие. Это было вызвано изменением основного контингента таких школ. По- явились инвалиды, иотерявшие зрение на фронте, а также в послевоенные годы в связи с последствиями ранений. В 1946-47 годах в учетно-плановой шко- ле для инвалидов войны обучалось 233 человека, из них: мужчин - 56, женщин - 177. В Петропав- ловской музыкальной школе учились 75 инвалидов войны (мужчин), в Костанайском учебно-производ- ственном комбинате - 60 учащихся (40 мужчин и 20 женщин).

Мешало трудовой подготовке отсутствие диффе- ренциации школ. В них совместно обучались слеиые, лишенные зрительных иредставлений; ослепшие, со- хранившие их; обладающие остаточным зрением; ин- валиды по зрению без других дефектов и имеющие их. Отрицательно влияло на качество трудовой подго- товки незрячих и отсутствие во многих школах учеб- ных мастерских. Нехватка сырья, инструментов, сла- бая производственная база действующих мастерских также не позволяла наладить эффективное трудовое обучение.Напряженно работали учебно-производственные мастерские (УПМ) Казахского общества слепых. От- крылись новые цеха в Талгарской, Павлодарской и Жамбылской учебно-производственных мастерских.

>

>